карен считает, что в моем случае от птср вылечиться полностью нельзя, но можно скомпенсировать до значительной степени и существенно ослабить его влияние на мою жизнь. по сути, все те три проблемы, с которыми я к нему пришла и которые я не смогла решить за время предыдущей терапии, и есть признаки птср. несколько сессий подряд я долбала карена вопросами, которые по сути сводились к одному: не преувеличиваю ли масштаб проблем? возможно ли то, что мне кажется травматичным опытом, на самом деле им не является? может быть, в моей жизни вообще не было никаких признаков никакого насилия, а я просто придумываю себе проблемы? почему большинство людей с негативным жизненным опытом (из тех, про кого я знаю), кажутся гораздо более скомпенсированными и сбалансированными, чем я?
ответ карена на все вопросы был четким и однозначным: нет, мне не кажется. и нет, не преувеличиваю. это было насилием и мне очень повезло, что у меня невротическая структура психики, которая смогла вытащить на себе все это говно. повторял мне раз за разом, что у меня могли бы быть постоянные психотические проявления после произошедшего (галлюцинации, выходы из тела, дереализация, неконтролируемые приступы агрессии), я могла бы вообще не вставать с кровати и постоянно находится на медикаментозном лечении, могла бы полностью или очень существенно утратить когнитивные способности; у меня могло бы развиться пограничное расстройство личности.
даже тот факт, что я все-таки решила продолжить терапию и работу с телом, говорит о том, что во мне довольно большой запас прочности и мои усилия дадут плоды. возможно, свою роль играет и то, что карен не боится называть вещи своими именами, четко отвечает на мои вопросы и не преуменьшает серьезности произошедшего, но в тоже время дает понять, что то, что меня беспокоит - решаемо.